14 механик по удержанию и возврату пользователей
Вы знали, что увеличение удержания пользователей на 20%, при прочих равных, равносильно увеличению притока пользователей на 20%? Не говоря уже о том, что удерживать пользователя гораздо дешевле, чем привлекать нового. Именно поэтому удержание возводится в разряд Священного Грааля для любого продукта, который хочет найти каждый продакт.
Облегчу зону поисков и расскажу сегодня о самый популярных способах удержания пользователей в продуктах.
Удержание (retention) — показатель, отражающий возвращение пользователей и их повторное использование вашего продукта для решения своих пользовательских проблем. Иными словами, удержание выражает в себе то, насколько подходящим и полезным пользователи считают предлагаемое вами решение и готовы пользоваться им снова и снова.
Для понимания удержания пользователей также используется термин active users, то есть пользователи, которые возвращаются в продукт в течение ___ дней/недель после первого использования.
Всё в мире временно и непостоянно, а значит и привлеченные пользователи со временем перестают пользоваться продуктом. Задача продакт-менеджера состоит в том, чтобы максимально поднять падающий график пользователей.
Для расчета уровня удержания используется метрика Customer Retention Rate, которая считается по следующей формуле: CRR = (количество клиентов на конец периода минус количество новых клиентов за период) / количество клиентов на начало периода * 100 Расчитаем на конкретном примере. Допустим, в начале месяца в продукте было 1,500 клиентов, а в конце месяца стало 1620. Из них 180 клиентов перестали пользоваться услугами, зато появилось 300 новых клиентов. Считаем уровень удержания: (1620-300) / 1500 * 100 = 88%.
Разные исследования вывели, что большая часть пользователей складывает своё мнение о пользе продукта в течение первых ТРЁХ ДНЕЙ его использования, поэтому большинству продуктов рекомендуется проводить аналитику и концентрироваться на удержании именно этого сегмента пользователей.
Но скажу, что среднего значения нет и каждый продакт-менеджер самостоятельно определяет подходящие для своего продукта и пользовательских механик временные рамки. Разброс большой — у контентных проектов это дни и недели, у сервисов по бронированию отелей это месяцы.
Виды удержания
Условно, удержание делится по следующим критериям:
- Полное удержание. Удержанными считаются пользователи, возвращающиеся каждый день в рамках периода времени. Такая роскошь есть только у социальных сетей, Apple, Гугла и, наверное, всё. Да и они всё равно борются за наше внимание.
- Классическое удержание. Удержанными считаются пользователи, вернувшиеся в продукт хотя бы раз в течение 30 дней. Это самый удобный и распространённый метод подсчёта, на основании которого можно делать различные выводы о качестве удержания пользователей.
- Диапазонное удержание. Удержанными считаются, кто вернулся в рамках выбранного диапазона дней, например, с 1 по 3 день, с 3 по 7 день или с 7 по 28 день. Метод полезен те, что понять поведенческие паттерны пользователей.
Удержание также можно разделить на два этапа:
- искусственное, когда продукты используют различные механики оповещений и мотиваций и приучают своих пользователей к работе с ними (а сами пользователи еще не привыкли работать с продуктом без напоминаний);
- органическое, то есть сформированная пользовательская привычка, когда он сам без внешнего напоминания пользуется продуктом. Такая привычка обычно строится на сильных естественных желаниях (любопытство, знания или иные желания) и эмоциях пользователей (юмор, отношения и т.п.), потребность в которых закреплена в сознании человека и правильно воплощены в виде продукта как инструмента по их получению.
Между этими двумя этапами огромная пропасть, которую удается перешагнуть не каждому продукту. Причин много — влияет концепция продукта, продуктовая ниша, решаемые продуктом проблемы, способы их решения, а также привычки и особенности поведения аудитории. Всё это должно гармонично совпадать и, в идеале, подогревать друг друга.
Итак, предлагаю рассмотреть наиболее распространенные способы удержания пользователей в продукте.
Общение с уходящими юзерами
Самый простой и действенный способ удержания уходящих клиентов — избавление от причин, по которым они уходят (ваш КО). Достигается путем проведением опросов таких юзеров в обмен на различные бонусы.
Вот две основные причины уходя пользователей из продуктов:
- отсутствие ценности для пользователя;
- плохое первое впечатление или несоответствие рекламным ожиданиям;
- ценовое восприятие.
При опросе клиентов обязательно задавайте вопросы как в количественном, так и в качественном форматах. Спросите их о причинах, по которым они приняли решение уйти из продукта и постарайтесь организовать каждый такой фактор в суммарную таблицу (писал про негативную обратную связь в посте https://t.me/ruspm/400).
Помимо прямой выгоды, вы можете расстаться с клиентом на приятной ноте и если он когда-либо захочет вернуться к вам, в его голове сохранится будет приятная коммуникация, целью которой было разобраться в том, что ему не понравилось.
Увеличение продуктовой ценности
Самый простой и, одновременно, самый сложный способ. В основе любого продукта лежит ценность, которую он обеспечивает для своих пользователей (писал о ней в этом и еще в этом посте). Это означает, что постоянная работа и расширения ценностей вашего продукта, в теории, должны повышать удержание пользователей в нем.
Почему пишу в теории? Потому что очень часто продакты впадают в ошибочные суждения относительно ценностей своих продуктов и не получив их подтверждений в самом начале, начинают расширять функционал продукта, то есть пытаются заниматься тем самым увеличением продуктовой ценности. И логично, что если ценности не было в самом начале, то она не будет расти при росте функционала продукта.
Дабы избежать таких ошибок, рекомендую более часто общаться не только с уходящими пользователям, но и с текущими и напрямую спрашивать их о том, что для них а) ценно б) важно в) сложно в вашем продукте.
Концентрация продуктовой ценности
Еще один полезный хак заключается в том, что продакт-менеджер умышленно сокращает лишний функционал или интерфейс продукта. Такой смелый подход помогает избавиться от того, что отвлекает пользователя от работы с ним → осознания ценности продукта → последующего возвращения в продукт.
Например, редизайны Google Analytics или мобильного рекламного кабинета Вконтакте направлены именно на это - сделать аналитику или запуск рекламы более простым и понятным для простых предпринимателей (а не ориентированными только на опытных сотрудников рекламных агентств).
Обучение пользователя
Согласитесь, сложно ожидать возврат пользователя, который не разобрался в том, как работает продукт? Несмотря на такие очевидные вещи, множество пректов просто напросто бросает своих новых пользователей прямо посреди сайта без какого-либо обучения.
Решается с помощью простейших onboarding-механик, которые показывают пользователям принципы работы с продуктом: статьи, справочный центр, видео-туры и тому подобные подсказки и обучалки.
Продукт ведь решение? Покажите наглядно как оно работает! В итоге продукт обучает юзера решать проблему новым способом и всё что останется юзеру — оценить такое решение.
Некоторые продукты запускают дополнительные образовательные программы не только по продуктам, но и по всей нише и пользовательской проблеме в целом. За счет контент-маркетинга и сеошки этот хорошо работает и на приток новых пользователей.
Методология LAER
LAER - это метод управления вовлечением клиентов, который влияет и на их удержание. Расшифровывается след. образом:
- L (land): момент, когда вы конвертируете гостя в нового пользователя. Продукт заполучил нового юзера и далее должен показать ценности для его удержания.
- A (adopt): момент, когда вы обучаете пользователя работе с продуктом и адаптируете юзера под него (или наоборот?).
- E (expand): момент, когда ваш продукт должен добавить еще больше ценностей, увеличив wow-эффект от использования продуктом юзером (дополнительный функционал, удобство использования и т.п.).
- R (renew): момент, когда пользователь принимает решение продолжить использование продукта.
Как видите, эта методология упорядочивает и аккумулирует в себе описанные выше подходы.
Правильный копирайтинг
Многие продакты недооценивают силу слова, забывая, что все пользователи взаимодействуют с нашими продуктами глазами, читая их интерфейсы. Это значит, что мы можем влиять на их восприятие через слова и фразы, которыми мы общаемся с ними. Любители НЛП уже жадно потирают руки.
Наглядный пример текстовки в инпуте при создании публикации в социальных сетях — "Создать публикацию" или "О чем вы сейчас думаете?". Как думаете, какая текстовка даст больше публикаций?
Капельные кампании
Капельная кампания — это когда вы отправляете активированным пользователям подготовленные цепочки полезной информации по предварительно разработанным временным интервалам. Как вы поняли, называются они так из-за схожести с поливом и ростом растений.
Вы можете использовать капельные кампании для знакомства с функционалом продукта, публикации успешных историй или кейсов, подборок контента, новостей за месяц, акций или распродаж, сбора обратной связи, да много чего.
Самый простой вариант — каждый новый пользователь может получить электронное письмо/пуш/in-app с полезной информацией в 1-й, 3-й, 7-й, 14-й и 21-й день. Работа сводится к изучению открываемости и кликабельности таких сообщений и анализу их влияния на удержание на каждом из интервалов.
Триггерные кампании
Являются более продвинутой формой капельных кампаний, к которым добавляются различные пользовательские и продуктовые условия.
Например, вы можете взаимодействовать через сайт/приложение с определенными сегментами пользователей, которые выполнят в продукте заданное вами условие или действие и оповещать их о чем-либо. Тем самым вы можете влиять и подталкивать их к совершению таких действий, ведя по воронке продаж.
Оформив вашу воронку продаж в различные кампании и этапы с условиями (триггерам) и автоматизировав их, вы чуть ли не за руку сможете проводить по ней любые объёмы новых пользователей.
Входные бонусы и подарки
Весьма распространенная в США и Европе механика, когда продукт дарит приятный бонус активированному пользователю.
Это может быть welcome-скидка в 50% на повторный заказ, бонусная бесплатная продукция в заказе, участие в розыгрыше для всех новорегов, корпоративный мерч, смешные стикеры — всё, что подтолкнет сознание пользователя к мысли "вау, спасибо, мне это приятно, наверное, куплю у вас еще".
Программы лояльности
Те же самые различные бонусы, но выдающиеся в течение всего нахождения пользователя в продукте и мотивирующие его оставаться и продолжать пользоваться им.
Обычно, всё это притягивается и привязывается к нужным бизнес-метрикам (покупки) и оборачивается в программу лояльности. Пользователь пользуется продуктом, если его действия совпадают с KPI программы лояльности, то он получает бонусы в виде скидок или иных форм вознаграждений.
Геймификация механик
Частично похожий на программу лояльности (и часто являющийся ее доп. частью) способ удержания пользователей, с разницей в том, что концептуально всё оформляется как игровая и соревновательная механика, построенная на достигнутых юзером персональных "рекордах" при использовании продукта. В качестве награды за достижения рекордов часто используются нематериальные поощрения, но как писал выше, есть игровые механики, проинтегрированные и с бонусами/скидками или иными преимуществами для пользователя.
Реферальные программы
Классические реферальные программы помогают не только привлекать новых пользователей, но и удерживать старых клиентов, которые могут использовать заработанные партнерские комиссии для оплаты потребляемых ими услуг. Что может быть лучше, когда кто-то покрывает твои расходы?
Развитие бренд-комьюнити
Эффект социального подтверждения (когда пользователи чувствуют, что не одиноки и причастны к сообществу таких же единомышленников) работает не только на этапе продаж, но и на этапе пользования продуктом.
Вот несколько способов, которыми вы можете построить сообщество вокруг вашего продукта:
- стройте открытый продукт и бизнес, откройте комменты и выведите публичные коммуникации на первый экран, публикуйте и обсуждайте ваш roadmap с юзерами, рассказывайте как работает ваша компания и на каких ценностях она строится;
- поощряйте публичные вопросы, отзывы, обсуждения от клиентов и участвуйте в них.
- рассказывайте успешные пользовательские истории и кейсы.
Результат достигнут в полном объеме, когда у вас построено активное и автономное сообщество, самостоятельно генерирующее (и даже модерирующее) активность в тематике вашего продукта.
Классические оповещения
О самом простом решил рассказать в конце. Оповещения (во всех их проявлениях) в являются ключевым способом удержания и возврата пользователей и влияют на формирование важных психологических и подсознательных привычек пользователей.
Они направлены на то, чтобы:
- обозначить важные для пользователя события;
- сформировать у пользователя привычку контролировать эти события (читать оповещения);
Все любят кликать на красный кружок и наблюдать, как он исчезает, поэтому не стоит злоупотреблять этим желанием. Внимание и время юзера — самый ценный ресурс как для него, так и для вас, поэтому с ними важно не перебарщивать и не сжигать понапрасну.
В большинстве случаев, руководствуйтесь простым вопросом — событие по оповещению требует ответного действия от юзера? Если нет, то, скорее всего, событие и связанная с ним привычка будут слабыми, а значит, нет смысла оповещать и пытаться сформировать такую пользовательскую привычку.
Вы скажете, что Facebook/ВК/Инстаграм делает ровно наоборот - он по-умолчанию оповещает юзеров о всех событиях. На что скажу, что у них одна из ключевых метрик — те самые лайки и комменты (связи между юзерами), которые должны генериться активным юзерами. Всё это хорошо ложится на социальное одобрение и общественное признание, лежащие в основе этих продуктов и именно поэтому они используют такие оповещения.
И да, не бомбите юзера по всем каналам связи. Вместо того, чтобы отсылать ему пуш, веб-уведомление, письмо, инапп, попробуйте определить канал, наиболее подходящий для юзера и конкретного события и работайте только с ним. В противном случае, угробите каждый из каналов и окончательно потеряете связь с юзером.
Заключение
Продакт-менеджер должен анализировать кучу факторов, которые ведут к оттоку клиентов, но главное, что требуется — глубокого понимания вашего продукта и пользовательской проблемы, которую он решает.
Это означает, что вы и ваша команда должна активно собирать отзывы клиентов, работать с обратной связи, касдевить и анализировать показатели удовлетворенности клиентов CSI.
Второй момент — нет единого верного и работающего решения из перечисленных выше. Удержание пользователей это комплекс и микс из перечисленных способов, который работает только если:
- проблема, решаемая вашим продуктом действительно есть;
- ваш продукт предлагает более удобное решение такой проблемы;
- предлагаемое решение сопровождается качественным сервисом.
И наконец, вам понадобится пользовательская информация , которая поможет вам сегментировать клиентскую базу по нужным вам свойствам (сессии, время, key actions и прочие свойства). Имея в руках даже минимальный набор данных и инструментов для аналитики можно строить гипотезы и проводить их тестирование.
Вопросы, которые как всегда, помогут вам упорядочить свои продуктовые мысли:
- Какой временной период является критичным для оттока юзера для нашего ?
- Каковы причины, по которым юзеры не задерживаются в продукте дольше?
- Какие конкретные механики я могу использовать, чтобы удерживать и возвращать юзеров?
- Какова разумная цель для роста метрик по удержанию?
Vladimir Miroliubov (Vlad Miro)