Buy-a-Feature: фреймворк для приоритезации фич в фокус-группах
Хотите сформировать продуктовый roadmap близкий к реальным желаниям и потребностям своих пользователей? Увидеть и услышать наконец-то здоровые обсуждения и споры в фокус-группе?
Фреймворк Buy-a-Feature поможет вам получить полезную информацию через простую игровую механику, с которой вы и раньше сталкивались в интернете.
Работает просто:
- Вы формируете набор из 10-20-30 ключевых фич, которые планируете включать в родмэп.
- Каждой фиче присваивается условная цена в $ (да-да, прямо как товару).
- Вы собираете необходимую для вас фокус-группу пользователей (но не больше кол-ва фич из списка) и говорите им, что у каждого из них есть $100 и на общий бюджет они должны составить общий список "покупок" из фич на все их деньги.
- Собственно, вы предлагаете им самостоятельно сформировать общую "корзину" из нужных им продуктовых фич.
Эта механика похожа на распространенные приколы в духе "У тебя есть $100, собери себе жену/мужа", поэтому знакома многим и облегчает процесс исследования и дальнейшего интервью с пользователями в фокус-группах.
Рассмотрим механику фреймворка "Buy-a-Feature" чуть детальнее.
1. Составьте список фич и назначьте "цены" для каждой
Список фич "на продажу" может включать как полноценные сторис с новым функционалом, так и обновление уже существующих инструментов, а также исправления багов, улучшения производительности и любые другие продуктовые решения, которые вам нужно расставить по приоритетам/подтвердить ценность/получить фидбек.
Важно! Рекомендуется выбирать только те фичи, в востребованности которых вы реально сомневаетесь и по которым реально не хватает мнения пользователей.
2. Дайте пользователям "деньги" и отправьте их за "покупками"
Соберите нужный для вас сегмент пользователей, дав им условные порядковые номера (или имена) и объясните им данную механику.
Ещё раз – у каждого участника в группе есть свои $100, но "корзина с покупками" – общая.
Задача фреймворка – подтолкнуть группу к совместному обсуждению и формированию общего списка "покупок" (фич), которые реально важны для пользователей (а значит, и продукта).
Ваша задача как продакта – слушать, записывать и наблюдать за ходом обсуждений "покупок".
Важно! Вы должны установить высокие цены для нескольких фич из списка ($100+), чтобы ни у одного участника не было достаточно "денег", чтобы купить её самостоятельно и без складчины с кем-либо.
Это побудит участников обсуждать выбор вместе, чтобы совместно скинуться и "купить" такую фичу. Это поможет вам и вашей команде узнать больше о мыслительных процессах ваших клиентов и об истинных причинах такого выбора.
Как определять "цены" для фич в Buy-a-Feature?
Лучше назначать условную цену на основе затрат на их разработку, которые они влекут (время разработчиков). Чем сложнее пилить - тем дороже фича (всё как в жизни). Но вы также можете назначать цены и на основе рисков, сложности пост-интеграции, дальнейшего продвижения или любых других факторов. Всё ситуативно, изменяемо и нет строгих правил.
Если обсуждение начинает сильно буксовать из-за нехватки "денег", нет ничего страшного в том, чтобы подарить участникам ещё немного кредитов для мягкого перехода к их обсуждению следующей фичи (покупки).
3. Просто наблюдайте
То, ради чего процесс и оборачивается в игровую форму – теперь ваша продуктовая команда должна получить ценные сведения о приоритетах и потребностях выбранной вами фокус-группы и фич.
Озвученные вслух доводы, споры и обсуждения ваших пользователей могут дать кучу полезных и важных подсказок относительно того, какие фичи вашего продукта ваши пользователи считают наиболее важными и главное – почему.
Продакт, как модератор, может подключаться к обсуждению в любое время, например, когда участники зашли в тупик в отношении определенной фичи или им нужно какое-либо уточнение.
4. Дайте слово "покупателям"
Когда ваши клиенты потратили все свои игровые деньги и сформировали список, самое время заняться обсуждением их "покупок".
Почему они предпочли одну фичу другой? Почему "покупатель №1 и №4" отказались от покупки фичи №9, которую выбрал "покупатель №3" и предпочли другую? Почему "покупатель №8" объединил "деньги" с "покупателем №2" и внес в список "покупок" самую дорогую фичу?
Каковы мотивы подобных решений?
Это те темы для обсуждения, которые помогут вам узнать много нового о том, что ваши клиенты думают о вашем продукте.
Фреймворк Buy-a-Feature глубже раскрывает реальные причины выбора той или иной фичи, а не сводит работу с фокус-группой к банальному "выберите, что вам важно и скажите почему", когда все участники начинают повторять друг за другом.
А его ценовой подход и ограниченность "денег" на "покупки" как нельзя лучше отражает реалии бизнеса и любой продуктовой команды, которая также ограничена временем/ресурсами/деньгами.
Vladimir Miroliubov (Vlad Miro)