Фреймворки для приоритизации продуктовых фич
Разбегаются глаза при виде раздела с фичами и идеями от пользователей и команды? Есть сложности с приоритизацией развития продукта, а овенр или инвесторы сами не знают, чего хотят? Ловите 5 наиболее распространенных фреймворков для приоритизации продуктовых фич.
Дерево продуктов (Product Tree)
Работает просто. Продакт представляет свой продукт как дерево. Ствол дерева – базовая функция продукта. Ветки дерева - ключевые инструменты, которые реализуют эту функцию. Корни дерева - инфраструктура продукта.
Задача продакта сводится к структурированию того, чтобы понять, какие новые фичи из раздела идей могут стать листьями на ветках дерева, какие новыми ветками, какие позволят расти корням, а какие позволят древу вашего продукта вообще обзавестись стволовыми ответвлениями (пример - Яндекс.Такси у Яндекса).
Подход помогает продуктовой команде визуализировать текущий статус продукта и увидеть его слабые и сильные стороны.
Москва или MoSCoW
Очень простой фреймворк. Все фичи и идеи делятся на 4 типа:
- Must have (необходимая)
- Should have (обязательная)
- Could have (возможная )
- Will not have (ненужная)
Продакт должен выбрать для фичи только 1 определение. Мы в команде обычно используем этот фреймворк на начальной стадии работы с идеями для исключения из раздела возможных и ненужных.
Картографирование (Story Mapping)
Story Mapping - метод организации пользовательских историй для создания более целостного представления о том, как они вписываются в общий пользовательский опыт. Вы буквально переносите жизнь пользователя, размещая пользовательские истории в хронологическом порядке для каждого ключевого действия, сортируя их по значимости для пользователя. Похоже на CJM, но более детальное и основано на всех действиях юзера по взаимодействию с продуктом.
Картина карты истории - это основной набор шагов, которые пользователь должен выполнить для достижения своей цели. Под каждым шагом находятся подробности для каждого из более крупных этапов (большим этапом может быть оформление заказа, в то время как более мелкие этапы ниже могут включать ввод / выбор адреса доставки, выбор способа доставки, ввод / выбор способа оплаты, подтверждение отгрузки , отправка деталей отгрузки и т. д.)
Когда карта истории завершена, вы можете увидеть все способы взаимодействия пользователя с продуктом в едином логическом представлении, которое переходит от первого взаимодействия к достижению общей цели пользователя.
Как вы поняли из названия, Story Mapping отлично подходит для поиска дыр в пути клиентов, где пользователи могут расстроиться. Это также удобно для выстраивания согласованности и понимания заинтересованными сторонами того, как различные типы пользователей будут использовать продукт.
Отличие метода в его ориентации на пользовательские истории, а не на конкретные функции и функциональность.
Модель Кано (Kano Model)
Модель Кано это подход к определению приоритетов функций в дорожной карте продукта, основанный на степени, в которой они могут удовлетворить клиентов и сделать их более лояльными к продукту.
Функции, которые должны быть приоритетными, попадают в три категории:
- Основные функции. Функции, без которых работа продукта будет вызывать недовольство юзеров. Если они не работают, они могут привести к неудовлетворенности. Например, поддержка версий файлов в облачном хранилище.
- Функции производительности. Это функции, которые дают вам пропорциональное повышение степени удовлетворенности клиентов. Например, кол-во изначально доступных бесплатных гигабайт в облачном хранилище. Эти функции также влияют на выбор вашего продукта по сравнению с конкурентами.
- Функции волнения. Функции, которые приносят пользователям огромную радость. Например, возможность выполнить простое задание и получить те еще больше дополнительных гигабайт в облачном хранилище. Обязательное условие такой фичи — вызываемый ей положительный отклик на ваш продукт.
Этот фреймворк лучше всего подходит для продуктов более ранней стадии, где есть ограниченное время для воздействия на пользователя и его решение основывается больше на эмоциональных факторах.
Рейтинг Риса (RICE Score)
Rice - скоринговый фреймворк, придуманный ребятами из Intercom и позволяющий считать условный рейтинг той или иной фичи. В этом фреймворке продакт оценивает фичи по четырем факторам:
- Reach (Охват) - скольких пользователей коснется ваша фича. Указывается ориентировочное значение юзеров, на которых будет внедрятся эта фича, например, 15,000 пользователей.
- Impact (Влияние) - как сильно фича повлияет на этих пользователей. Оценивается по одному из 5 значений: 3 = массивное воздействие 2 = сильное воздействие 1 = среднее воздействие .5 = слабое воздействие .25 = минимальное воздействие
- Confidence (уверенность) - уверенность продакта в эффективности фичи. Интерком предлагает использовать одно из следующих значений: 100% = высокая уверенность 80% = средняя уверенность - 50% = низкая уверенность.
- Effort (усилия) - простыми словами - насколько заморочено и долго будет делаться и внедряться фича. Интерком предлагает считать количеством месяцев (что меньше месяца - 0,5).
Формула RICE Score = (Reach X Impact X Confidence) / Effort
Фреймворк отлично справляется с количественной оценкой достоинств каждой потенциальной функции или улучшения в продукте.
Какую модель использовать?
Решать как всегда вам. Как писал выше, но любом из этапов развития продукта можно чередовать или даже комбинировать фреймворки – всё зависит от текущих целей и задач вашего продукта. Всем правильных метрик и высоких KPI!
Больше об управлении продуктами: 👉 https://t.me/ruspm
Vladimir Miroliubov (Vlad Miro)